|
Про картинку с разворотом и анализ текста ПДД.
Картинка была вот эта:
Ясно, что для этого авто сторона Б называлась "встречная" ДО разворота, и
стала называться "попутная" ПОСЛЕ него. Вопрос состоит в том - КОГДА сторона Б
перестала быть "встречной"? То, что она в конце концов все-таки перестала быть
"встречной" не отрицают даже самые гаистые гайцы. :-)) Но, вот КОГДА это
случилось? На рисунке, если строго по геометрии, то в момент пересечения осевой.
А если попробовать исходить из терминов ПДД? Там ведь совершенно ничего не
говорится про "углы", радиусы поворота, и прочую лабуду. Может надо транспортир
с собой возить всем водителям, а то иначе и не повернешь по Правилам? А что есть
в Правилах про "направление" вообще?
Во всем тексте ПДД все ситуации "по направлениям" строго делятся на две
категории - первая, когда можно утверждать, что машина "направлена" "вдоль
полосы", и вторая, когда этого утверждать нельзя (и не важно, под каким углом к
полосе направлена машина - главное, "НЕ вдоль полосы"). В первом случае,
стороны дороги называются "встречная" и "попутная", а во втором - обе стороны
называются "пересекаемые".
В качестве доказательства второго варианта, сошлюсь на текст к знаку 2.4
"Уступи дорогу": "...уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по
пересекаемой дороге..." Обратите внимание, этот знак ставится даже в
тех местах, где, например, примыкание (или выезд со двора), происходит под углом
почти равным НУЛЮ ГРАДУСОВ, однако и в этом случае Правила называют полосу, по
которой движется авто - "пересекаемой". Не зависимо от угла - лишь бы "не
вдоль"!!!
Для обоснования же первого варианта, приведу ВСЕ случаи упоминания в ПДД
термина "встречная", и покажу, что во ВСЕХ этих случаях у нас есть основания
считать, что машина "направлена" "вдоль полосы". Специально
употребляю термин "машина направлена", а не "машина движется", чтобы избежать
двусмысленности в ситуации с движением задним ходом, и не обсуждать здесь "выезд
ли это на встречку?".
Итак, всего в ПДД "встречные" упоминаются 11 раз.
4 пункта в 9-ой главе - "Расположение...": 9.1, 9.2, 9.3, 9.6, плюс 11.1 и
11.5 из главы "Обгон..." и 15.3 из "Ж/Д переезда.." вряд ли нуждаются в каких-то
пояснениях - там все достаточно очевидно, описаны ситуации в которых авто
двигается достаточно прямолинейно вдоль полосы.
Основные споры возникли (по крайней мере у нас с "Водителем кобылы" :-))),
вокруг трактовки пунктов 8.6 и 8.8 "Маневрирование..." (добавлю, для полноты,
два оставшихся пункта 13.4 и 13.12 - это их аналоги из главы про
"Перекрестки..."). Вот обсуждаемый фрагмент текста (из 8.8): 8.8. При
повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового
транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и
трамваю попутного направления.
Оппоненты указывают, что применение в тексте выражения "ПРИ
повороте(развороте)" означает, что термин "встречные" можно использовать на
протяжении всего маневра, а не только "до" его начала. Однако, следует заметить,
что в этом пункте Правил термин встречные связан не непосредственно с
"направлением" нашего авто, а с требованием "уступить дорогу". А этот термин как
раз и означает, что выполнить это требование ПДД мы должны именно ДО начала
любого маневра. (После уже поздно "уступать...":-))) А поэтому, и в этой
ситуации тоже, мы имеем картинку с явно выраженным определенным "направлением"
машины именно "вдоль полосы" при определении терминов - "попутная"/"встречная".
Те же рассуждения касаются пунтков-аналогов из главы "Перекрестки..." 13.4 и
13.12.
Таким образом имеем вот такое резюме по картинке:
- В положении 1: авто движется по "попутной" стороне А.
- В положениях 2 и 3: авто выполняет маневр "РАЗВОРОТ", при котором (по терминологии, принятой в ПДД) не бывает "встречных"
и "попутных" полос, а только "пересекаемые".
- В положении 4: авто движется по "попутной" для себя полосе Б.
Все.
|